|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Для студентов
С целью привлечения в Институт молодых специалистов, ИТиГ активно сотрудничает с ВУЗами Хабаровска и Владивостока.
Институтом совместно с Дальневосточным Государственным Университетом Путей Сообщения созданы два научно -образовательных центра: «Физика наноразмерных структур» и «Экология природных и техногенных систем».
На базе ИТиГ ДВО РАН для студентов Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета ежегодно проводится лабораторный практикум «Современные физико-химические методы исследования структуры и свойств вещества». Студенты знакомятся с современными методами физико-химических исследований, готовят дипломные работы, участвуют в научных исследованиях ИТиГ.
Между ИТиГ ДВО РАН и Дальневосточным федеральным университетом заключен договор о совместной деятельности по подготовке молодых специалистов в области наук о Земле. Согласно договору, ИТиГ проводит поиск, предварительную подготовку выпускников-школьников г.Хабаровска для последующего поступления в ДВФУ.
Сотрудниками ИТиГ ДВО РАН разработаны и читаются: курс лекций «Геофизика» для студентов 5-го курса и курс лекций по гравиметрии для студентов 4 курса Тихоокеанского государственного университета.
С 2013 года на базе ИТиГ ДВО РАН обучаются студенты кафедры физики факультета компьютерных и фундаментальных наук Тихоокеанского государственного университета по новой специализации «Физика Земли и планет».
Специализация рассчитана на два года, включает чтение лекций, проведение практических и лабораторных работ. Преподаватели – ведущие сотрудники института.
Студенты старших курсов Хабаровских ВУЗов ежегодно привлекаются к выполнению исследований в научных лабораториях Института. В ИТиГ проходят производственную практику студенты ТОГУ, ДВГУПС, Дальневосточного Техникума Геодезии и Картографии.
Институт проводит активную работу со школами г. Хабаровска. Читается факультативный курс по общей геологии в двух классах гимназии №3 г. Хабаровска; оказывается методическая помощь клубу юных геологов "Антиклиналь", который посещает порядка 40 учащихся из разных школ города.
С 2008 г. Институтом совместно с Управлением образования г. Хабаровска ежегодно организуются и проводятся геологические олимпиады для старшеклассников хабаровских школ.
Директор ИТиГ ДВО РАН А.Н.Диденко вручает призерам очередной геологической олимпиады подарки и рекомендательные письма для поступления на геологический факультет ДВФУ.
Научно-педагогическая деятельность.
Начиная с сентября 2013года, при кафедре физики факультета компьютерных и фундаментальных наук Тихоокеанского государственного университета открыта новая специализация для студентов - "Физика Земли и планет".
Специализация рассчитана на два года и проходит на базе института Тектоники и Геофизики по профильным для института направлениям. Она включает лекционную работу, проведение практических и лабораторных работ, а также прохождение производственных практик. Преподаватели - ведущие сотрудники института.
Учебная программа включает следующие дисциплины:
2013 - 2014 учебный год:
- Физика Земли и планет, внутреннее строение Земли. - д.г.-м.н. Алексей Николаевич Диденко
- Механика геофизических сред - д.ф.- м.н. Виктор Геннадьевич Быков
- Гравитационное поле Земли и методы его изучения - к.г.-м.н. Гульшат Забировна Гильманова
- Физические методы изучения горных пород и минералов - к.г.-м.н. Николай Викторович Бердников
2014 - 2015 учебный год:
- Магнитное поле Земли и методы его изучения.
- Электрическое поле Земли и методы его изучения
- Основы тектоники и геодинамики
Дальнейшее написание выпускных квалификационных работ планируется под руководством сотрудников института.
Координационную работу по научно-педагогической деятельности осуществляет - к.г.-м.н Екатерина Григорьевна Иволга ivolga@itig.as.khb.ru
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
по курсу " Физика Земли и планет, внутреннее строение Земли"
№ |
Наименование тем и содержание лекций |
Всего
часов |
1. |
Лекция 1. Введение в "Физику Земли и планет":
История и результаты астрономических наблюдений. Как работают законы физики в космосе:
1) фундаментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное);
2) исторический и современный этапы астрофизических исследований, наземные и космические инструменты;
3) состав и эволюция Вселенной (галактики, звезды, коричневые карлики, черные дыры, планеты, кометы др.);
4) другие планетные системы.
|
2 |
2. |
Лекция 2. Устройство и эволюция Солнечной системы.
1) планеты земной группы (Меркурий, Венера, Марс);
2) планеты гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон);
3) другие объекты Солнечной системы ;
4) закон планетарных расстояний Тициуса-Боде, резонансная структура Солнечной системы;
5) космогонические гипотезы.
|
2 |
3. |
Лекция 3. Планета Земля
1) общая характеристика планеты Земля геоконстанты, химический состав оболочек, продолжительность дня, температура и плотность ядра, мантии, земной коры и т.д.). Эволюция Земли, что достоверно известно;
2) некоторые сведения о Солнце и о месте Земли в Солнечной системе;
3) общие закономерности движения планет, наклон осей их вращения.
|
2 |
4 |
Лекция 4. Возраст Земли, небесных тел и Солнечной системы.
1) абсолютный и относительный возраст. Изотопные методы определения возраста минералов и горных пород;
2) геохронологическая, стратиграфическая, магнитохронологическая и магнитостратиграфическая шкалы;
2) возраст Солнечной системы и некоторых небесных тел;
3) возраст Земли и периодизация геологических событий;
4) возраст самых древних пород земной коры.
|
2 |
5. |
Лекция 5. Внутренне строение Земли.
1) форма и химический состав;
2) земная кора и литосфера;
3) мантия Земли;
4) ядро Земли;
5) температура, давление, естественная радиоактивность, плотность вещества в глубинах Земли
|
2 |
6. |
Лекция 6. Химический состав Земли.
1) распространенность химических элементов в природе;
2) геохимическая дифференциация Земли;
3) химическое строение земной коры;
4) принципы поведения химических элементов в магматических процессах;
5) источники магм и их приуроченность к различным геодинамическим обстановкам.
|
2 |
7. |
Лекция 7. Вращение Земли.
1) средства и результаты измерения скорости вращения Земли;
2) параметры вращения Земли, неравномерность вращения, дрейф полюсов;
3) скорость вращения Земли в прошлом, периодические колебания.
4) супервращение ядра;
5) приливная деформация уровненной поверхности планеты и наблюдения приливных явлений;
6) типы приливных волн, долгопериодические, суточные и полусуточные приливы.
|
2 |
8 |
Лекция 8. Сейсмология и сейсмичность Земли.
1) сейсмология и сейсмичность Земли;
2) сейсмические волны, сейсмографы;
3) интенсивность землетрясений, катастрофические землетрясения. Прогноз землетрясений;
4) сейсмологическая модель Земли.
|
2 |
9. |
Лекция 9. Гравитационное поле Земли.
1) гравитационный потенциал материальной точки, тела;
2) гравитационное поле планеты, определение массы планеты;
3) определение характеристик гравитационного поля Земли;
4) гравитационное поле и внутреннее строение Земли;
5) гравитационные аномалии и строение Земли.
|
2 |
10 |
Лекция 10. Геомагнетизм.
1) магнитные величины и их единицы;
2) магнитное поле Земли, элементы геомагнетизма, магнитосфера;
3) вековые вариации геомагнитного поля;
4) палеомагнетизм, магнитотектоника, магнитостратиграфия;
5) приборы и обсерватории.
|
2 |
11 |
Лекция 11. Генерация магнитного поля Земли, Солнца и планет.
1) геомагнитное поле, проблема происхождения главного поля;
2) местоположение и размер источника генерации геомагнитного поля;
3) модели геодинамо;
4) магнитные аномалии, инверсии и экскурсы векового хода,
5) движение магнитных полюсов;
6) магнитное поле планет и спутников.
|
2 |
12 |
Лекция 12. Электропроводность Земли.
1) основы магнитотеллурического метода, электропроводность горной породы;
2) физические основы применения магнитотеллурики для изучения литосферы и астеносфер, интерпретация данных магнитотеллурического зондирования;
3) магнитотеллурические исследования электропроводности Земли.
|
2 |
13. |
Лекция 13. Термический режим Земли.
1) источники тепла и тепловое поле Земли;
2) геотермические измерения на континентах и в океане. Определение теплового потока и геотермического градиента;
3) распределение температуры в недрах Земли;
4) тепловая история Земли и Луны;
5) магматическая деятельность Земли как показатель температуры земных глубин;
6) использование глубинного тепла Земли.
|
2 |
14. |
Лекция 14 Геодинамика и основные глобальные геотектонические концепции.
1) геотектонические концепции;
2) тектоника литосферных плит и принципы разделения литосферы на плиты;
3) типы границ плит: дивергентные (конструктивные);
конвергентные (деструктивные), скольжения (трансформные);
4) геодинамические обстановки и структурно-вещественные комплексы-индикаторы геодинамических обстановок;
5) цикл Уилсона и его отражение в структуре складчато-покровных поясов.
|
2 |
15 |
Лекция 15. Атмосфера и гидросфера Земли.
1) определения, атмосферные явления, циклоны и их моделирование. Основные уравнения для математического моделирования динамических процессов
2) история изучения Мирового океана, современное состояние исследований, вода на Земле, её возникновение (геологические данные, гипотезы, их верификация), современное состояние исследований;
3) физические поля в океане, методы их изучения;
4) условия существования гидросферы, состав воды;
5) температурное поле, термоклин, океанический фронт, циркуляция океана топография морского дна
6) энергетический обмен: Солнце - океан - атмосфера
|
2 |
16 |
Лекция 16.Циклические и катастрофические процессы. Связь явлений в глубине, на поверхности и в атмосфере Земли, в космосе.
1) особенности в проявлениях цикличности геодинамических процессов, космогеологические аспекты цикличности;
2) проявления цикличности в инверсиях магнитных полюсов;
3) пространственно-временные закономерности проявлений вулканизма и сейсмичности;
4) геологические и космические катастрофы;
5) вероятность катастроф;
6) легендарные геологические катастрофы.
|
2 |
17 |
Лекция 17. Исследования Луны. Система Земля-Луна - происхождение, эволюция.
1) хронология первых лунных исследований;
2) сейсмические исследования;
3) гравитационное поле Луны;
4) химический состав Луны;
5) происхождение Земли и Луны.
|
2 |
|
Итого часов: |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ |
Содержание занятия |
Всего
часов |
1 |
Лабораторная работа 1 "Знакомство с астрономическими картами Вселенной"
|
2 |
2 |
Лабораторная работа 2 "Формирование региональных баз геофизических данных на основе планетарных баз (сейсмологических, гравиметрических, палеомагнитных, космогеодезических)".
|
2 |
3 |
Лабораторная работа 3 "Изучение технологии магнито хронологической стратификации породных комплексов"
|
4 |
4. |
Лабораторная работа 4 "Определение естественной радиоактивности горных пород и минералов в естественном залегании и на образцах горных пород"
|
2 |
5. |
Лабораторная работа 5 "Реконструкция геодинамических условий образования структурно-вещественных комплексов на основе изучения их состава"
|
4 |
6. |
Лабораторная работа 6 "Расчет скорости и направления движения литосферных плит на основе изменения положения магнитных полюсов"
|
2 |
7 |
Лабораторная работа 7 "Извлечение информации о землетрясениях по каталогам сейсмических событий"
|
2 |
8. |
Лабораторная работа 8 "Изучение устройства гравиметров"
|
2 |
9 |
Лабораторная работа 9 "Технология измерения ускорения силы тяжести на кварцевых гравиметрах"
|
2 |
10 |
Лабораторная работа 10 "Изучение устройства магнитометра РОS -1"
|
2 |
11 |
Лабораторная работа 11 "Технология измерение полного вектора магнитного поля в полевых условиях"
|
2 |
12 |
Лабораторная работа 12 "Определение термического режима земной коры на основе изучения состава магматических пород"
|
2 |
13 |
Лабораторная работа 13 "Измерение современных движений земной коры" (в интерактивной форме)
|
2 |
14 |
Лабораторная работа 14 "Организация и технология наблюдений за состоянием атмосферы и гидросферы: математические модели, интерпретация результатов"
|
2 |
15 |
Лабораторная работа 15 "Решение задач по миграции газов в водной (океанической) среде"
|
2 |
|
Итого часов: |
68 |
Наверх ^
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
по курсу "Механика геофизических сред"
№ |
Наименование тем и содержание лекций |
Всего
часов |
Количество
часов |
|
Л |
П/З |
1. |
Лекция 1. Введение в механику геофизических сред.
1. Механика и её важнейшие разделы.Предмет механики геофизических сред.
2. Характерные черты геофизической среды. Типы и особенности геофизических сред. Концепция М.А. Садовского: блоково-иерархическая (дискретная) модель геофизической среды.
3. Фрактальность литосферы, ее деление на плиты, микроплиты и блоки в пространственном поле современной сейсмической активности, самоподобие блоковых структур.
4. Сейсмоакустические проявления блочности среды. Иерархия блоков и разломов земной коры. Масштабные эффекты: образец, блок, массив.
5. Многофазность реальных геоматериалов.
|
2 |
2 |
0 |
2. |
Лекция 2. Принципы механики сплошных сред.
1. Масштабы описания. Процедура осреднения. Балансы масс и импульсов. 2. Тензор деформаций. Тензор напряжения. Баланс углового момента.
3. Деформации и упругие связи. Термодинамический подход.
|
2 |
2 |
0 |
3. |
Лекция 3. Основные модели и уравнения механики сплошных сред.
1. Реология.
2. Классические модели сплошных сред: тело Гука, тело Кельвина-Фойгта, тело Максвелла, стандартное линейное тело.
3. Среды с упругим последействием.
|
4 |
2 |
2 |
4. |
Лекция 4. Волновые уравнения и дисперсионные соотношения для сплошных сред с различной реологией.
|
4 |
2 |
2 |
5. |
Лекция 5. Элементы теории распространения волн в сплошных средах.
1. Плоские и сферические волны. Представление Ляме вектора перемещения, потенциалы перемещения.
2. Волновые уравнения для потенциалов продольных и поперечных волн. 3. Волновые уравнения объемной деформации и вектора поворота.
4. Плоские волны в неограниченной изотропной упругой среде. Типы волн.
|
4 |
2 |
2 |
6. |
Лекция 6.
1. Распространение волн в анизотропных средах.
2. Приложение лучевого метода к волновым задачам.
3. Влияние границ раздела на скорость распространения волн.
4. Волны Рэлея и волны Лява.
5. Понятие о дисперсии волн.
|
4 |
2 |
2 |
7. |
Лекция 7.
1. Падение волн на границу раздела сред. Законы преломления и отражения.
2. Падение волн под углом на свободную поверхность.
3. Падение волны на жесткую поверхность.
4. Использование волн для геофизических исследований.
|
4 |
2 |
2 |
8. |
Лекция 8. Механика пористых насыщенных сред.
1. Дисперсионные и диссипативные свойства горных пород.
2. Поглощение и скорости упругих волн в флюидонасыщенных и частично насыщенных геоматериалах.
|
2 |
2 |
0 |
9. |
Лекция 9.
1. Взаимопроникающие среды. Балансы масс и импульсов.
2. Законы фильтрации.
3. Инерционные отклонения от закона Дарси.
4. Нарушение локальной стационарности.
|
4 |
2 |
2 |
10. |
Лекция 10.
1. Уравнения движения пороупругой двухфазной среды.
2. Продольные и поперечные волны в насыщенных пористых средах.
|
4 |
2 |
2 |
11. |
Лекция 11.
1. Уравнения пористых насыщенных сред с вязкоупругой матрицей.
2. Математическое моделирование сейсмических волн в горных породах земной коры и в астеносфере.
|
5 |
2 |
3 |
12. |
Лекция 12. Нелинейность геофизической среды.
1. Нелинейность геологических сред. Типы нелинейности геоматериалов. 2. Нелинейные волновые эффекты в пористых насыщенных породах в оптимальных условиях наблюдения.
3. Проявление нелинейных эффектов в дискретной среде: сейсмическая эмиссия, неустойчивость (сильный отклик на слабые воздействия), различная реакция разных объемов среды на слабые воздействия.
|
2 |
2 |
0 |
13. |
Лекция 13.
1. Физически нелинейные уравнения динамики упругой сплошной среды.
2. Нелинейные волны в пористых насыщенных средах.
3. Нелинейные волны в пористых средах, насыщенных жидкостью с пузырьками газа.
4. Волны в нелинейных двухфазных компактных средах.
|
2 |
2 |
0 |
14. |
Лекция 14. Нелинейные волны и солитоны в моделях геофизических сред.
1. Классическое уравнение sin-Гордона и его решения.
2. Медленные ротационные волны в фрагментированных средах.
3. Тектонические волны ротационного типа.
4. Уединенные деформационные волны поворотной деформации.
|
2 |
2 |
0 |
15. |
Лекция 15.
1. Волновая динамика деформационных процессов в зонах трансформных разломов.
2. Уединенные волны в разломе земной коры.
3. Волны активизации разломов земной коры.
|
2 |
2 |
0 |
16. |
Лекция 16. Волновые деформационные эффекты в блоковых структурах разного масштабного уровня.
1. Неустойчивое скольжение на контакте блоков.
2. Деформационные волновые эффекты на мезоуровне.
|
2 |
2 |
0 |
17. |
Лекция 17.
1. Геодинамические эффекты разломно-блоковой структуры геофизической среды.
2. Разломная зона земной коры как автоволновая система.
|
2 |
2 |
0 |
|
Итого часов: |
51 |
34 |
17 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
- Реологические схемы классических сплошных сред и решения соответствующих им волновых уравнений.
- Волновые уравнения для потенциалов продольных и поперечных волн. Плоские волны в неограниченной изотропной упругой среде.
- Решение волновых задач лучевым методом. Влияние границ раздела на скорость распространения волн.
- Падение волн на границу раздела сред. Законы преломления и отражения. Падение волн под углом на свободную поверхность. Падение волны на жесткую поверхность.
- Взаимопроникающие среды. Балансы масс и импульсов. Законы фильтрации.
- Уравнения движения пороупругой двухфазной среды.
- Расчет коэффициентов поглощения и скорости продольных и поперечных волн в насыщенных пористых средах.
- Уравнения пористых насыщенных сред с вязкоупругой матрицей.
- Контрольная работа.
Наверх ^
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по курсу "Гравитационное поле Земли и методы его изучения".
№ |
Наименование тем и содержание лекций |
Всего
часов |
Количество часов |
Л |
п/з |
лаб |
1. |
Лекция 1. Основы теории гравитационного поля Земли.
- Сила притяжения, потенциал притяжения и его физический смысл.
- Вторые производные потенциала притяжения и их физический смысл. Общие интегральные выражения производных потенциала притяжения.
- Уравнения и формулы описывающие свойства гармонических функций: уравнение Лапласа и Пуассона, формулы Грина, задачи Дирихле и Неймана.
Практическое занятие 1.
История возникновения гравиразведки
|
6 |
2 |
2 |
|
2. |
Лекция 2. Гравитационное поле Земли
- Сила тяжести и ее потенциал. Разложение потенциала силы тяжести в ряд.
- Уравнение геоида.
- Нормальное распределение силы тяжести и нормальные значения вторых производных потенциала силы тяжести.
- Аномалии поля силы тяжести
- Изменение силы тяжести во времени.
Практическое занятие2. Сила тяжести на поверхности геоида. Теорема Клеро, Теорема Стокса
Лабораторная работа 1. Расчет нормального поля силы тяжести по формулам Клеро, Кассиниса, Гельмерта.
|
6 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Лекция 3. Редукции гравитационного поля.
- Понятие редукций и их виды.
- Введение поправок за высоту, притяжение промежуточным слоем, за окружающий рельеф, за лунные и солнечные приливы.
- Редукция Буге. Редукция Фая. Редукция Прея.
Практические занятия 3. Изостазия и и изостатические аномалии.
Лабораторная работа 2. Вычисление поправок за высоту промежуточный слой, за влияние рельефа.
Лабораторная работа 3.
Расчет значения поля силы тяжести в разных редукциях.
|
6 |
2 |
2 |
4 |
4. |
Лекция 4. Методы измерения силы тяжести.
- Классификация методов измерения силы тяжести
- Динамические методы
- Статические методы
- Приборы для измерения силы тяжести и вторых производных потенциала силы тяжести.
Практическое занятие 4. Типы гравиметров и особенности их устройства.
Лабораторная работа 4. Измерение силы тяжести кварцевым гравиметром.
|
6 |
2 |
2 |
2 |
5. |
Лекция 5. Методика гравиметрической сьемки.
- Основные виды сьемок.
- Методика гравиметрической съемки. Опорная сеть. Рядовая сеть. Топо-геодезическое обеспечение гравиметрических работ.
- Камеральная обработка данных, окончательная обработка.
Практическое занятие 5. Обработка данных гравиметрической сьемки.
Лабораторная работа 5. Увязка опорной сети полигона гравиметрической сьемки.
|
6 |
2 |
2 |
2 |
6. |
Лекция 6. Геологическая интерпретация гравитационных аномалий.
- Физические основы геологической интерпретации - физические свойства горных пород
- Качественные методы интерпретации гравитационного поля (осреднение, аналитическое продолжение в нижнее и верхнее полупространство, частотные фильтрации, спектральный анализ, вероятностно-статистический анализ)
- Количественные методы интерпретации (аналитические, корреляционные, палеточные, методы подбора путем решения прямых и обратных задач).
А) Аналитические методы - решение прямых и обратных задач гравиразведки для тел простой формы(шара, горизонтального и вертикального кругового цилиндра, штока, пласта большой мощности).
Б) Корреляционные- определения рельефа контактной поверхности.
В) Палеточные - преобразование трехмерной аномалии в двумерную
Г) метод подбора - для тел произвольной формы (реальных объектов) и их композиции.
Практическое занятие 6 Трансформации гравитационного поля, их необходимость для решения геологических задач
Лабораторная работа 6 Определение параметров геологических обьектов аналитическими способами
Лабораторная работа 7Решение обратной задачи гравиразведки методом подбора.
|
6 |
2 |
2 |
4 |
7. |
Лекция 7. Геологические задачи, решаемые гравиразведкой.
- Изучение фигуры Земли.
- Изучение строения земной коры.
- Геологическое картирование.
- Поиски и разведка месторождений.
- Комплексирование гравиразведки с другими геофизическими методами.
Практическое занятие 7. Особенность использования методов интерпретации для разных геологических задач
Лабораторная работа 8. Построение разреза земной коры на основе интерпретации аномалий гравитационного поля.
|
7 |
2 |
2 |
3 |
8. |
Лекция 8. Применение компьютерных технологий при изучениии гравитационного поля земли.
- Программные комплексы для первичной обработки измерений поля силы тяжести.
- Программные комплексы обработки гравитационного поля.
- Программы для количественной интерпретации методом подбора.
- Программы районирования полей.
- Использование ГИС общего назначения и специальных ГИС для анализа особенностей гравитационного поля.
Практическое занятие 8. Возможности пакета КОСКАД-3D для интерпретации гравитационного поля.
|
8 |
3 |
2 |
3 |
|
Итого часов: |
51 |
17 |
16 |
18 |
Наверх ^
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
по курсу "Физические методы изучения горных пород и минералов".
№ |
Наименование тем и содержание лекций |
Всего
часов |
Количество
часов |
|
Л |
Л/З |
1. |
Лекция 1. Введение в физические методы исследований горных пород и минералов.
1. Физические методы исследования, их место среди других методов исследования вещества.
2. Особенности физических методов исследования горных пород и минералов.
|
4 |
2 |
2 |
2. |
Лекция 2. Понятие о горных породах и минералах.
1. Горные породы и минералы как основной строительный элемент твердой Земли.
2. Горные породы, их основные свойства.
3. Горные породы как парагенезис минералов.
4. Минералы и их основные свойства.
|
4 |
2 |
2 |
3. |
Лекция 3. Минералы.
1. Принципы классификации минералов.
2. Класс силикатов.
3. Класс карбонатов.
4. Класс фосфатов.
|
4 |
2 |
2 |
4. |
Лекция 4.
1. Класс самородных элементов.
2. Класс галоидов.
3. Класс сульфидов.
4. Класс окислов и гидроокислов.
|
4 |
2 |
2 |
5. |
Лекция 5. Горные породы.
1. Принципы классификации горных пород.
2. Магматические горные породы.
3. Осадочные горные породы.
|
4 |
2 |
2 |
6. |
Лекция 6.
1. Метаморфические горные породы.
2. Метасоматические и гидротермальные горные породы.
3. Распределение горных пород и минералов в оболочках Земли.
|
4 |
2 |
2 |
7. |
Лекция 7. Физические методы исследования горных пород и минералов.
1. Классификация физических методов.
2. Методы определения состава.
3. Методы определения структуры.
4. Методы определения других свойств горных пород и минералов.
|
2 |
2 |
0 |
8. |
Лекция 8. Оптическая микроскопия.
1. Оптическая микроскопия в проходящем свете.
2. Принцип работы просвечивающего микроскопа.
3. Поляризация как главный инструмент распознавания минералов в проходящем свете.
4. Петрографические препараты для просвечивающей оптической микроскопии.
|
5 |
2 |
3 |
9. |
Лекция 9.
1. Оптическая микроскопия в отраженном свете.
2. Принцип работы микроскопа отраженного света.
3. Петрографические препараты для оптической микроскопии отраженного света.
|
5 |
2 |
3 |
10. |
Лекция 10. Рентгено-флюоресцентная спектрометрия.
1. Принцип работы рентгено-флюоресцентного спектрометра.
2. Калибровка и стандарты.
3. Пробоподготовка.
4. Представление результатов.
|
4 |
2 |
2 |
11. |
Лекция 11. Масс-спектрометрия в индуктивно связанной плазме.
1. Принцип работы масс-спектрометра.
2. Калибровка и стандарты.
3. Пробоподготовка.
4. Учет спектральных наложений и холостых проб.
5. Представление результатов.
|
4 |
2 |
2 |
12. |
Лекция 12. Рентгено-фазовый анализ.
1. Принцип работы рентгено-фазового спектрометра
2. Калибровка и стандарты.
3. Пробоподготовка.
4. Обработка спектров.
5. Представление результатов.
|
6 |
2 |
4 |
13. |
Лекция 13. Электронная микроскопия.
1. Принцип работы просвечивающего электронного микроскопа.
2. Возможности просвечивающей электронной микроскопии.
3. Пробоподготовка.
|
2 |
2 |
0 |
14. |
Лекция 14.
1. Принцип работы сканирующего электронного микроскопа.
2. Возможности сканирующей электронной микроскопии.
3. Пробоподготовка.
|
6 |
2 |
4 |
15. |
Лекция 15. Микроанализ.
1. Принципы работы волнового и энергодисперсионного рентгеновских спектрометров.
2. Возможности волнового и энергодисперсионного микроанализов.
3. Пробоподготовка.
|
6 |
2 |
4 |
16. |
Лекция 16. Другие физические методы и их возможности.
1. Пламенная фотометрия и спектральный анализ.
2. Атомно-абсорбционная спектрометрия.
3. Атомно-силовая микроскопия.
4. Спектроскопия комбинационного рассеяния.
|
2 |
2 |
0 |
17. |
Лекция 17.
1. Термобарогеохимия.
2. ИК-спектроскопия.
3. Нейтронно-активационный анализ.
4. Резонансные методы (ЯМР, ПМР и ЭПР)
5. Спектроскопия энергетических потерь электронов.
|
2 |
2 |
0 |
|
Итого: |
68 |
34 |
34 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
- Изучение коллекций горных пород и минералов, их визуальное определение.
- Изготовление петрографических препаратов
- Оптическая микроскопия в проходящем и отраженном свете. Определение горных пород в шлифах и аншлифах.
- Рентгено-флюоресцентная спектрометрия. Приготовление препаратов, снятие спектров, подготовка протоколов исследования.
- Рентгено-фазовый анализ. Приготовление препаратов, снятие спектров, подготовка протоколов исследования.
- Масс-спектрометрия в индуктивно связанной плазме. Приготовление препаратов, снятие спектров, подготовка протоколов исследования.
- Сканирующая электронная микроскопия. Приготовление препаратов, получение изображений в разных режимах сканирования.
- Микроанализ. Приготовление препаратов, снятие спектров, подготовка протоколов исследования.
|
|