|
|
|
Новости
16.12.2022
Интервью с научным сотрудником лаборатории тектоники, кандидатом геолого-минералогических наук Архиповым Михаилом
Сегодня в нашей рубрике «Молодые учёные» интервью с научным сотрудником лаборатории тектоники, кандидатом геолого-минералогических наук Архиповым Михаилом.
Как ты пришёл в науку? Кто или что оказало влияние на твой выбор? Когда был школьником-студентом, уже чувствовал в себе задатки человека, который посвятит себя науке, желание исследовать какие-то проблемы? Когда ты ощутил стремление к научному поиску?
В школе меня часто ставили на различные олимпиады и в 10 классе Татьяна Дмитриевна Дундер – моя учительница по географии – предложила мне поучаствовать в олимпиаде по геологии, организатором которой был Институт тектоники и геофизики. В то время о геологии я практически ничего не знал, но Татьяна Дмитриевна научила меня многому, и благодаря этому я занял второе место. Через год, в 11 классе я наверстал упущенное и занял первое место. От института я получил рекомендательное письмо для поступления в Дальневосточный государственный университет (ныне ДВФУ) во Владивостоке. Я закончил бакалавриат, поступил в магистратуру и устроился на работу в Геофизическую службу РАН по предупреждению о цунами. Это был мой первый опыт работы в науке. После окончания магистратуры я вернулся в Хабаровск и с 2016 года начал работать в Институте тектоники и геофизики.
Влияние на мой выбор оказал мой научный руководитель – Алексей Николаевич Диденко, без него я вряд ли бы оказался в науке. Вообще я не представлял себя в науке до тех пор, пока не стал работать в Институте тектоники, именно тогда и появилось желание заниматься наукой.
Почему ты пришёл работать именно в ИТиГ, а не в другой научный институт?
Я многим обязан этому институту – участвовал в олимпиаде, которую организовывал ИТиГ, поступил учиться благодаря ему, проходил в нем практику. Поэтому, вернувшись с Владивостока, я решил устроиться в этот институт, тем более что меня уже там знали. Мне нравится то, чем я занимаюсь, и переход в другой институт мне не интересен.
Каким, по твоему мнению, должен быть учёный?
Главная черта учёного, по моему мнению, это заинтересованность в том, чем он занимается. Тогда у него появляется стимул для дальнейшего развития, он читает различную научную литературу, изучает научную проблему со всех сторон и ищет пути её решения. Второе качество – способность аргументировать свою точку зрения. Без этого качества любое предположение останется лишь предположением. И еще одно важное качество для учёного (как бы странно это не звучало) – сомнительность. Нужно проверять каждую свою теорию, искать её слабые места и тогда можно её улучшить. Сначала докажи себе, что эта теория верна, прежде чем доказывать её другим.
Какая научная специализация у тебя? Почему именно это направление стало для тебя приоритетным? В чем его важность и практическая значимость?
Я занимаюсь палеомагнитным изучением Сихотэ-Алиньского пояса. Устроившись на работу в ИТиГ, я попал в лабораторию тектоники, где меня познакомили с направлением палеомагнетизма более подробно. Оно заинтересовало меня и стало темой моей кандидатской диссертации.
Важность и значимость этого направления, по большей части, научная. Результаты, полученные нашим коллективом, важны для более полного представления о геологическом строении и эволюции Сихотэ-Алиньского пояса и могут быть использованы при построении геодинамических моделей данного региона.
Говоря о теме, над которой ты работаешь, неискушенному человеку трудно понять, что такое палеомагнетизм. Поясни, что это такое и где применяется?
Палеомагнетизм – это наука, изучающая магнитное поле Земли прошлых геологических эпох. Земля имеет своё магнитное поле, под действием которого, магнитные минералы в горных породах намагничиваются и ориентируются по его направлению, подобно стрелке компаса. В горных породах эта намагниченность сохраняется, и мы с помощью приборов можем её выделить. Благодаря этому, мы можем решать тектонические задачи, т.е. можем восстановить место, где были сформированы эти породы и траекторию их движения. Для примера территория Приморского края и южной части Хабаровского края не всегда была в составе материка. Эта территория как мозаика разбита на участки, называемые террейнами, которые формировались в океане и были присоединены к материку. Только палеомагнитный метод может дать количественную оценку дрейфа этих террейнов (т.е. с какой скоростью они двигались).
Следующая задача, которую решают палеомагнитологи, – это магнитостратиграфические задачи. Магнитостратиграфия позволяет оценить скорость осадконакопления осадочных разрезов и сопоставлять их между собой, т.е. узнать, в какое время накопились эти разрезы. Помимо этого палеомагнитологи решают задачи по определению времени появления магнитного поля Земли. Накапливая больше данных о магнитном поле Земли, мы получаем возможность изучить механизмы его генерации, время начала этого процесса и эволюцию магнитного поля в прошлом.
Нравится ли тебе быть участником экспедиций? Какие трудности ты испытываешь? В чем плюсы?
Я люблю экспедиции, потому что это возможность побывать в новых интересных местах. Это возможность оставить городские заботы на какое-то время и насладиться дикой природой, нетронутой человеком (или почти не тронутой).
Расскажи о своей самой значимой экспедиции, которая оказала на тебя самое большее влияние.
На втором курсе университета у нас проходила практика в Красноярском крае на оз. Шира. Это была моя первая удаленная экспедиция. На ней нас учили ориентироваться на местности, составлять карты, ходить в самостоятельные маршруты. Мы сплавлялись по реке на катамаранах, смотрели петроглифы, посетили много интересных мест, среди которых высокогорные ледниковые озера, подземные пещеры, Туимский провал… Эта экспедиция была настолько разнообразна и увлекательна, что оставила у меня неизгладимое впечатление.
Каковы твои достижения в науке на данный момент.
Я являюсь одним из авторов более 40 научных работ, среди которых 16 научных статей. И, несомненно, самой значимой для меня работой является моя кандидатская диссертация «Палеомагнетизм, геохронология и геохимия меловых пород Кемского (кемская свита) и Киселевско-Маноминского (силасинская и адаминская свиты) террейнов Сихотэ-Алиньского орогена: обстановки формирования».
Как, по твоему мнению, можно привлечь молодых специалистов в науку?
Для этого необходимо создавать специализированные учебные направления в ВУЗах, проводить конференции, экскурсии по интересным геологическим объектам.
Как ты считаешь, смена поколений в науке сопровождается передачей опыта или же молодые специалисты самостоятельно ищут свои путь? Существует ли система наставничества, преемственности в институте?
Безусловно, смена поколений должна сопровождаться передачей опыта, ведь без такого опыта и помощи старших коллег молодому специалисту сложно будет найти свое направление. В нашем институте система наставничества есть, более опытные коллеги рады помочь молодым специалистам в выборе научного направления и передать свой научный опыт и знания.
|
|