Новости 

19.09.2022

 

Интервью с Гильмановой Гульшат Забировной


Как связаны наука и искусство? В чем специфика этих видов деятельности? И правда ли талантливый человек талантлив во всем?

Именно эти вопросы стали лейтмотивом нашего интервью с Гульшат Забировной Гильмановой, старшим научным сотрудником ИТиГ, чьи творческие работы в сентябре украшали Арт подвальчик.

Вы относитесь к числу учёных, которые помимо науки, занимаетесь творчеством. Расскажите, что подвигло Вас взять в руки кисти и начать рисовать.

- Любовь к рисованию мне привила мама, Энже Магасумовна, которая всячески поощряла в детях стремление к творчеству и самовыражению. С детства я училась в художественной школе в своем маленьком уральском городе Белорецке Башкирской АССР, где любимый педагог, Телятникова Любовь Александровна учила живописи, рисунку, рукоделию. Рисовать люблю – для меня это способ самовыражения и гармонизации, да и геологическая специальность тому способствует. При полевых работах необходимо делать зарисовки обнажений, разрезов, карты и т.д.

Как вы пришли в науку?

- В средней школе я получила хорошее математическое образование, которое позволило поступить и закончить с отличием Московский университет по специализации геофизические методы поиска и разведки полезных ископаемых. После окончания обучения у меня появилась возможность заниматься производственной геофизикой, но захотелось посмотреть Дальний Восток, и по распределению в 1989 году я поехала в Тихоокеанский океанологический институт в г.Владивосток. Уже там начались морские экспедиции с их невероятными закатами и восходами, и я стремилась запечатлеть красоту момента в своих акварельных зарисовках. Сейчас работаю в Институте тектоники и геофизики им. Ю.А.Косыгина, занимаюсь геоинформатикой - созданием разного рода карт и в этом деле тоже есть место творчеству и красоте.

Л.Н.Толстой сказал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце». Считаете ли вы, что наука дает дыхание вашему творчеству?

- Есть утвердившаяся концепция, что у человека есть два полушария: левое отвечает за логическое мышление, а правое за образное. Если интуицию относят к работе правого полушария, как в таком случае быть с научными открытиями? Например, человек логически ищет ответы на поставленные задачи, но в итоге интуитивно приходит к решению. Другой пример, музыка, где нотная грамота - это логическое описание очень эмоционального явления. Мне кажется, нельзя четко разделить работу правого и левого полушария, для человека оптимально, когда они гармонично взаимодействуют. Также и науку, и искусство сложно разделить. Специфика есть, и она очень сильная. Наука должна быть проверяемой, эксперим, осмысление результатов логическим. Изобразительное искусство, безусловно имеет свои законы гармонии в композиции , цвете и т.д., но часто произведение искусства, которое становится шедевром трудно разложить и оценить согласно этим законам. Словом, оценка в изобразительном искусстве часто носит субъективный характер. Бесспорно, одно другому помогает и давно замечено, что среди математиков есть много музыкантов, а среди геологов много художников. Конкретно в своей области я могу сказать, что мне приходится заниматься обработкой космических снимков и зачастую именно опыт рисования, разложения сложных форм на простые, навыки эскизов, образное мышление и заточенный взгляд помогают мне в выделении геологических структур, разломов и других интересных структур.

А наука помогает вам в творчестве? Возможно, что в процессе занятия научной деятельностью приходит вдохновение?

- Вдохновение - это вещь инвариантная и не связанная с наукой или искусством; это внутренний порыв, который имеет благодатную почву. Не случайно принято говорить: “Удача любит подготовленных”. Нужен определенный бэкграунд, чтобы человек мог не пропустить мимо что то важное. Как бывает: прохожий пройдет мимо скалы, а геолог увидит в ней золотую жилу, потому что у него уже глаз наметан. Все же основа для творчества на девяносто процентов состоит из труда, а не вдохновения.

У вас в голове сначала возникает идея или уже готовый образ?

- Я просто реагирую на окружающую красоту, и мне хочется ее зафиксировать в своем творчестве, здесь важен сам процесс. Когда мне предложили провести выставку, первоначальная растерянность сменилась уверенностью, что любое творчество должно находить своего зрителя. И только подготовив выставку к открытию, получилось осознать сколько в работу вложено времени, энергии, эмоции, то есть всего того что мы называем жизнью. Самое ценное в творчестве это состояние погруженности в созидательный процесс. Каждая картина «проживается», точно также и в работе: каждая научная статья это всегда творческий процесс, требующий растворения в объекте исследования, особенно когда сотрудничаешь с крупными учёными.

Я понимаю, что у меня есть какие-то умения, талант, но назвать это большим искусством я не могу. Мне приятно, что те эмоции, которые я вкладывала в картины, передаются зрителю. И это самое важное в творчестве - не оставить равнодушным зрителя, донести миру добрый посыл, попытаться хотя бы так менять жизнь к лучшему.

Хочется вспомнить слова академика Дмитрия Лихочева : “Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьёзную: небольшой шаг для человека – большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя – можно исправить только самого себя. Накормить ребёнка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Всё это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры – жить, не слишком многое себе прощая. Моё любимое изречение – обязательно посади дерево – даже если завтра конец света.”

На живописцев вы ориентируетесь в вашем творчестве? Кто из художников Вам ближе?

- Я исхожу из того, что мне нравится сам процесс. У меня очень много любимых художников и сложно выделить кого-то одного. Оцениваю на эмоциональном уровне. Работы одного могут трогать душу и останавливать взгляд, другого не вызывать никаких эмоций, несмотря на то, что он может быть очень известным и титулованным. У каждого художника свой зритель, который резонирует с его творчеством и видением мира.

У вас творческое мышление или научное?

- Я бы не стала разделять эти понятия, потому что творчество это и наука, и изобразительное искусство, и даже построение своей семьи и воспитание детей. Это то, насколько человек умеет развить и улучшить то, с чем он работает и взаимодействует. Я и стала заниматься геоинформационными системами, потому что вижу в этом красоту. Творчество - это понятие, в равной степени применимое к разным сферами жизни.

Творческий человек гибче во взглядах на жизненные обстоятельства? По вашему мнению, зависит ли это качество от пола человека?

- Это уже психология. Может, в какой-то степени это так. Творчество от гендера не зависит, так как в каждом человеке есть творческое начало, только не каждый его реализует. Мне кажется, вопрос сводится к тому, чтобы понять, к чему у тебя лежит душа. Таких людей не так много, но если человек выбрал путь поиска себя и того что ему на самом деле нравится, того от чего его душа поет и наполняется, то он найдет эту область. Люди сами себе часто выстраивают границы. Надо иметь смелость понять и сказать самому себе: “Я буду этим заниматься”.

Помимо науки и творчества в Вашей жизни присутствует и китайское боевое искусство Тай-Цзы. Расскажите о том, как занятие такой практикой повлияло на ваше мировозрение.

- В любой области, чем бы человек ни занимался, он может раскрыть для себя суть жизни, если будет развиваться и относиться с определенным уровнем осознанности. Это из той области жизни, которая инвариантна. Тай-Цзы - это тонкое искусство, способ сконцентрироваться и почувствовать движение жизни. Через физические упражнения и концентрацию внимания происходят внутреннее самовоспитание, и формируется умение целостно воспринимать окружающие нас явления. Это медитация, которая стремится прекратить постоянный внутренний диалог. И это очень положительно сказывается на работе нашего мозга. Сравнить можно с работой компьютерного процессора: если одновременно включить несколько программ компьютер будет «тормозить», но если закрыть некоторые программы, то он начинает работать оперативнее. Иногда умение отвлечься позволяет со стороны посмотреть на решаемую проблему и найти выход.

Какая из ваших работ для Вас самая особенная? Расскажите ее историю.

- Какую-то одну из своих работ я не могу выделить. Очень люблю, например свою самый первый пастельный пейзаж, несмотря на то, что работа очень простая и нарисована на обрывке картона. Из живописи нравятся “Пионы”, разглядывая эту картину вспоминаю период, когда сыну было около трех лет и мир мой был полон материнской нежности и любви к маленькому близкому человечку. Каждая работа прожита и нарисована в определенный период жизни.

Фото Сергея Макогонова.